Вторник, 21.11.2017, 15:16
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Сайт

История & обществознание

Тесты по теме: Общество.Природа.Человек

Главная » 2013 » Июнь » 8 » Ловушки ЕГЭ по обществознанию
13:44
Ловушки ЕГЭ по обществознанию
Много лет занимаюсь репетиторством по обществознанию и заметила, что, даже хорошо зная материал школьной программы, учащиеся все же допускают ошибки  там, где казалось их недолжно быть. Почему так происходит?
Во – первых,  некоторые учащиеся не внимательно читают задание и даже не читают, а стараются угадать условие задания «по первым словам»  и достроить концовку в собственном воображении. И это верный способ совершить досадные ошибки в легких вопросах.
Во – вторых, в тесты ЕГЭ  включены задания – «ловушки».
В – третьих, при кажущейся простоте задания определенные трудности возникают как на уровне определения понятий, так и в контексте выявления отдельных проблем и их проявлений.

В нашей статье мы проанализуем   отдельные ловушками, которыми  ждут вас на ЕГЭ по обществознанию в части А и части В.

А-1. Влияние природных факторов на развитие обществ, может быть проиллюстрирует примером:
1.    сохранение традиционного оленеводства и морских промыслов у народов Севера, их приспособленность к жизни в условиях вечной мерзлоты
2.    окрытие  экспедицией  Беллингаузена  и Лазарева в начале XIX Антарктиды
3.    строительство за Полярным кругом крупных предприятий и городов, например Норильска
4.    сброс в озеро Байкал продуктов отходов целлюлозно-бумажного комбината.

Казалось, что вопрос прост, но именно отвечая на него многие делают ошибки. Читая вопрос, мы отмечаем такие слова  «Как
влияние на... может быть проиллюстрирует примером». Но не замечаем, кто и на кого влияет. Давайте прочитаем еще раз вопрос. "Влияние природных фактов на развитие общества". Мы знаем, что природа и общество влияют друг на друга.
Влияние общества на природу - это преобразование природы, глобальные проблемы и др.
Влияние природы на общество - это приспособление общества к природно - климатическим условиям, род занятий, зависящий от природы и др. Следовательно, правильным ответом будет 1. Сохранение традиционного оленеводства и морских промыслов у народов Севера, их приспособленность к жизни в условиях вечной мерзлоты.

Очень часто не правильно отвечают на вопросы, касающиеся  глобальных проблем. Рассмотрим некоторые.
А1.  Среди глобальных экологических проблем современного мира ученые выделяют
1.     распространение наркотиков и вовлечение в их употребление молодежи
2.     угрозу распространения в мире оружия массового поражения
3.     рост потребления энергии в ведущих странах мира и истощение не возобновляемых энергоресурсов
4.     не контролируемый прирост населения в бедных странах, постоянную угрозу голода.

Что такое  «глобальные проблемы» известно всем. Глобальные проблемы – это  совокупность жизненно важных проблем, затрагивающих человечество в целом и неразрешимых в рамках отдельных государств и даже географических регионов.  К глобальным проблемам относят:
• экологическую;
• проблему мира и разоружения, предотвращения ядерной войны;
• преодоления бедности;
• демографическую;
• сырьевую;
• энергетическую;
• продовольственную;
• международного терроризма;
• освоения космоса и мирового океана и др.

Начиная отвечать на данный вопрос, мы уверены, что ответим правильно, но почему-то довольно часто отвечаем не верно. Почему? А потому, что торопимся дать ответ, не прочитав внимательно задание, стараемся угадать условие задания «по первым словам»  и достроить концовку в собственном воображении. Прочитав первые слова задания "среди глобальных проблем" торопимся ответить, достроить концовку в собственном воображении. И даже прочитав или пробежав по ответам, замечаем, что все ответы почему-то относятся к глобальным проблемам, делаем вывод, что тест составлен не правильно, наобум выбираем, как нам кажется верный ответ и попадаем впросак. При внимательном чтении замечаем, какой вид глобальных проблем нужно найти и выбираем правильный ответ:
3. Рост потребления энергии в ведущих странах мира и истощение не возобновляемых энергоресурсов.

Вот другой вариант вопроса по данной теме.

А1. Суть глобальной проблемы «Север – Юг» состоит в
1.  старении европейских наций, снижении рождаемости
2.  загрязнении окружающей среды, вод мирового океана, сокращении океанической флоры и фауны
3.  росте международного экстремизма и терроризма, оснащении террористов современным оружием
4. углублении разрыва в уровне развития между богатыми и наиболее бедными, отсталыми странами мира.
Правильный ответ 4. Углублении разрыва в уровне развития между богатыми и наиболее бедными, отсталыми странами мира.

Ловушка, которая здесь подстерегает это подмена понятий. Часто  вместо глобальной проблемы «Север – Юг», часто выбирают другую глобальную проблему «Демографическую».  Рассмотрим что же означают  данные понятия.

Демографическая проблема охватывает целый комплекс негативных явлений в мировом сообществе это  и неконтролируемая убыль населения (либо высокие темпы роста - перенаселение)  и очень низкие (либо слишком высокие) показатели рождаемости, смертности и соответственно естественного прироста.

Проблема, которую в литературе принято обозначать под названием «Север – Юг» – это проблема роста экономического отставания развивающихся стран от ведущих держав Запада проблемы Север—Юг. Разрыв в доходах между развитыми странами Севера и Югом постоянно растет. Но особенно актуальной проблема отставания стала на рубеже XX-XXI вв., когда, помимо разрыва в доходах, наметился глубочайший технологический, или, как его еще иногда называют, цифровой разрыв. Историческая дистанция, «разрыв» между Югом и Севером, зависимость развития продолжают возрастать.

А2. Опора на практический опыт и здравый смысл свойственны для познания
1) научному            3) обыденному
2) эстетическому     4) религиозному

Отвечая на этот вопрос мы обращаем внимание на первую часть задания  «практический опыт»  и не замечаем вторую часть задания -  «здравый смысл». И в результате получаем неверный выбор. Правильный ответ 3. Обыденное познание.

Первая часть задания в некоторой степени схоже с познанием научным: при взаимодействий с новым и научное и обыденное познания опираются на определенные гипотезы, которые проверяются на практике. Однако есть и существенные различия. В житейском опыте опора производится преимущественно на обобщение эмпирическое и рассчитано на практический эффект. Научное же познание опирается на теоретические обобщения и знания как таковые.  А вторая часть задания «здравый смысл» подтверждает данное различие.

А3. В связи с подписанием Болонской конвенции высшая школа России перешла на двухуровневую систему образования: бакалавриат и магистратуру. Какую тенденцию в развитии образования иллюстрирует данный факт?
1) компьютеризацию               3) интернационализацию
2) гуманитаризацию                4) гуманизацию.
Правильный ответ:   3 . интернационализация.

Какая ловушка здесь подстерегает?  Определение понятий.  Если с понятием «Компьютеризация» все просто и ясно, остальные термины вызывают затруднение.  Чем отличаются вроде бы так похожие, но разные понятия «Гуманизация»  и «Гуманитаризация»?

Гуманизация – это распространение и утверждение в сфере общественной жизни идей, взглядов и убеждений, проникнутых гуманизмом. В основе гуманизации лежит уважение к людям, забота о них, убеждение в их больших возможностях к самосовершенствованию. Гуманизм - (от лат. humanus - человеческий, человечный), признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

Следовательно, если бы речь шла о гуманизации, то  в задании говорилось бы о развитии и становлении  отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека; на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развитие и проявление способностей, индивидуальности, о  праве учащегося  выбора индивидуального пути развития.

Гуманитаризация - это ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющего решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека; свободно общаться с людьми разных национальностей и народов, любых профессий и специальностей; хорошо знать родной язык, историю и культуру; свободно владеть иностранными языками; быть экономически и юридически грамотным человеком.
Гуманита́рный  - 1) Связанный с научными дисциплинами, изучающими человеческое общество, человека и его культуру.
2) Связанный с правами и интересами человека, обращенный к человеческой личности.

Что означает понятие Интернационализация?  Иинтернационализация  - это признание  чего-л. интернациональным, превращение чего-л. в интернациональное. Иинтернациональный -  1) Международный, межнациональный. 2) Состоящий из представителей различных народов, наций.

Рассмотрим еще пример.
А9. Верны ли следующие суждения?
А. Проявлением интенсивного экономического роста служит увеличение численности работников, занятых в отрасли.
Б. Экстенсивный рост, в первую очередь, обусловлен новых наукоемных  технологий в производство.
1)    верно только А
2)    верно только Б
3)    верны оба суждения
4)    оба суждения неверны.

При беглом и не внимательном чтении, кажется что данные суждения правильные. А при внимательном чтении мы замечает, что здесь перепутаны определения. Так, например, экстенсивный рост - это расширение в ширь, следовательно правильное суждение было бы звучать так: "Для экстенсивного экономического роста характерно прежде всего увеличение численности работников, занятых в производстве." А интенсивный рост - это расширение в глубь. Следовательно, правильным должны быть такие суждения: «Проявлением интенсивного роста экономического роста служит внедрением новых наукоемных технологий в производство».
«Экстенсивный рост, в первую очередь, обусловлен увеличением численности  работников, занятых в отрасли». А раз здесь таковых суждений нет, следовательно, правильный ответ 4    оба суждения неверны.

А13. Утверждение в должности Генерального прокурора РФ - прерогатива
1.    Верховного суда РФ
2.    Государственной думы РФ
3.    Совета Федерации
4.    Президента РФ.

Это задание настоящая ловушка. В данном задании ключевым словом является «утверждение». Мы знаем, что кандидатуру на пост Генерального прокурора предлагает Президент, а утверждает Совет Федерации. Поэтому правильным будет ответ 2. Совет Федерации.

А13. Политическая система включает в себя несколько подсистем. К культурной подсистеме относится (относятся):    
1.    поведенческие стандарты, характерные для политической деятельности
2.    законодательство о выборах высших должностных лиц
3.    телеканалы и иные средства массовой информации
4.    взаимодействие гражданских организаций с органами государства.

При ответе на предложенный вопрос учащиеся  выбирают  из двух вариантов – 1 и 2. И это верно один из них верный. Но какой? Давайте рассмотрим.  Политическая наука выделяет четыре основных элемента политической системы, называемых также подсистемами:
    институциональную,
    коммуникативную,
    нормативную,
    культурную или культурно-идеологическую.

К институциональной подсистеме  относятся политические организации (институты), среди которых особое место занимает государство. Из негосударственных организаций большую роль в политической жизни общества играют политические партии и общественно-политические движения.
 
К коммуникативной подсистеме  относится вся совокупность отношений и форм взаимодействия, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидами по поводу их участия в осуществлении власти, выработке и проведении политики.
 
Культурная или культурно-идеологическая подсистема политической системы представляет собой совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни.
Политическая культура включает в себя следующие составные элементы: познавательный - политические знания, политическая образованность, политическое сознание, способы политического мышления; нравственно-оценочный - политические чувства, традиции, ценности, идеалы, убеждения, общекультурные ориентации, отношение к власти, политическим явлениям; поведенческий - политические установки, типы, формы, стили, образцы общественно-политической деятельности, политическое поведение.

Правильный ответ: 1.поведенческие стандарты, характерные для политической деятельности.

А16. Верны ли следующие суждения?
Власть представляет собой
А. Особый тип общественных отношений, связанный с функцией социального управления
Б. Волевое действие, при котором воля и  желание одного определяют поведение других субъектов.
1.    верно только А
2.    верно только Б
3.    верны оба суждения
4.    оба суждения неверны.

Правильный  ответ 3.

Ловушка здесь заключается в том, что привыкнув отвечать на политические вопросы, учащиеся добавляют в условие задания одно слово «политическая» власть. Давайте посмотрим, что означают эти два разных понятия «власть» и «власть политическая».   Власть - это возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению.  Суть власти не зависит от того, на чём основана такая возможность. Политическая власть - способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.


Желаю Вам избежать ловушек.
Удачи на ЕГЭ и хороших результатов!
Ваш репетитор по обществознанию Локоткова Людмила Витальевна.

Просмотров: 5814 | Добавил: Lyusisha | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]