Суббота, 23.09.2017, 19:42
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Сайт

История & обществознание

Материалы к занятиям

Главная » Файлы » История » Лекции по истории XVIII века

Лекция 3.Реформы Петра Первого
[ Скачать с сервера (79.0Kb) ] 28.07.2011, 14:21

 Реформаторская деятельность Петра I

1. Социально-экономические преобразования

1.1. Промышленность, ремесло, торговля

Война со Швецией особенно остро поставила вопрос о развитии мануфактурного производства. До начала XVIII в. Россия ввозила из-за границы железо, медь, ружья, сукно, серебро, олово. Основным поставщиком металла была Швеция. Естественно, с началом войны поставки из Швеции прекратились. Развитие металлургического производства стало жизненной потребностью страны. Правительство предпринимало лихорадочные меры по строительству заводов. За 8 лет после Нарвы было построено тридцать мануфактур. Полным ходом шло строительство металлургических заводов в Олонецком крае вблизи театра военных действий. В первом десятилетии XVIII в. промышленная и торговая политика характеризовалась активным вмешательством государства в экономику. Однако вскоре стали приниматься меры по поощрению частного предпринимательства. Казна, построив мануфактуры, передавала государственные предприятия (особенно убыточные) частным владельцам или специально созданным компаниям, помогая им поставкой оборудования, кадрами.

Изменения в экономической политике означали не смену принципов, а лишь изменение аспектов. Если в начале века воздействие государства на экономику осуществлялось через систему запретов, монополий, пошлин, налогов, то с конца 1710-х гг. государство воздействовало на развитие экономики через административно-контрольную бюрократическую машину. К середине века в стране действовало 75 металлургических заводов, из которых 61 находился на Урале. Всего к 1750 г. в России выплавлялось 2 млн. пудов чугуна, почти половина его шла на экспорт.

Активно строились предприятия легкой промышленности. Сначала они создавались преимущественно в Центральном районе и Москве. По размерам производства в столице выделялись парусно-полотняная мануфактура на Яузе, выпускавшая в год 200-250 тыс. аршин полотна, и Суконный двор, производивший в год 90 тыс. аршин сукна. Но постепенно Москва утрачивала значение единственного центра легкой промышленности. Суконное производство активно развивалось на Украине, в Казани; мануфактуры в Калуге и Боровске производили пеньку. Кроме полотняного и суконного производства в России в XVIII в. активно развивались кожевенное, пороховое, стекольное, канатное, винокуренное производство, судостроение; было налажено производство отечественной бумаги. Всего к концу первой четверти XVIII в. в России насчитывалось примерно 200 мануфактур. В первые годы XVIII в. мануфактуры пользовались наемным трудом гулящих, беглых людей, всех тех, кто избежал закрепощения.


Но усиление крепостного права в последующие годы, усиление розыска беглых крестьян и возвращение их владельцам, проведение первой ревизии сильно сократило число людей "шатающихся меж двор". Невелико было и число крестьян, шедших на заработки в город, что также не могло обеспечить промышленность наемным трудом. В этих условиях правительство стало обеспечивать мануфактуры принудительным трудом.


Шло формирование различных категорий зависимого и податного населения. Если вотчинные мануфактуры организовывались землевладельцем на своих землях с использованием труда принадлежащих ему крепостных (владельческих) крестьян, то посессионные (от латинского слова – владение) организовывались частными лицами, не имеющими земли с крестьянами на государственных землях. Таким лицам по указу 1721 г. передавались в условное владение государственные крестьяне, которые за вознаграждение были обязаны работать на этих предприятиях. Кроме государственных крестьян владельцы посессионных мануфактур могли использовать труд купленных у помещиков крепостных (владельческих) крестьян. Посессионные крестьяне, таким образом, становились  крепостными не конкретного лица, а предприятия и могли быть проданы только вместе с предприятием.


Во время правления Петра I в России  кроме помещичьих (владельческих) и посессионных крестьян  формируются и другие категории крестьян: государственные, приписные, дворцовые.

В категорию государственных крестьян вошло лично свободное население Севера, Среднего Поволжья, Сибири, Юга. Оно платило государству подушную подать, выполняло ряд государственных повинностей. Государственные крестьяне могли арендовать и покупать землю, содержать промыслы.

Категория приписных крестьян сформировалась в ряде отдельных регионов России (Карелия, Урал, Западная Сибирь) для обслуживания созданных на указанных территориях предприятий. Приписные крестьяне валили и пилили лес, заготавливали древесный уголь, тем самым, отрабатывая подушную подать и денежный оброк.

Дворцовые крестьяне принадлежали императорской фамилии и своим трудом прямо и косвенно обслуживали разветвлённое придворное хозяйство. Пользуясь большой хозяйственной самостоятельностью, дворцовые крестьяне  платили подушную подать и натуральный или денежный оброк. 


Государство стремилось поощрять частного предпринимателя как с помощью организации казённых заказов как формы поощрения национальной промышленности, так и пытаясь проводить антимонопольную политику (1719).

Поощряя развитие национального производства, государство  опиралось на принципы меркантилизма и протекционизма.

В XVII-XVIII вв. в европейской науке господствовала теория меркантилизма, согласно которой богатство государства основывалось на практике накопления денег за счёт развития национального производства и активной внешней торговли, когда вывоз товаров превышал их ввоз. Сущность протекционизма сводилась к изысканию средств поощрения национального производства. К ним можно отнести установление низких вывозных пошлин, стимулирующих вывоз отечественных товаров и высоких ввозных, препятствующих ввозу в страну иностранных товаров, подрывающих развитие национального производства.Так, например, в 1724 г. был введён протекционистский таможенный тариф для поощрения российской промышленности.Но далеко не все изделия, необходимые стране, могли изготовлять на мануфактурах. Огромную роль продолжало играть ремесленное производство. Городские и сельские ремесленники производили железо (хотя по качеству оно уступало заводскому), башмаки, полотна, сукна, кожи, седла и т.д. Важнейшим центром оставалась Москва, города на Волге — Ярославль, Нижний Новгород, Казань и другие города. XVIII в. характеризуется появлением новых видов ремесла. В городах появились позументщики, табакерщики, каретники, шляпочники, парикмахеры.

По указу 1722 г. мастера каждой ремесленной специальности объединялись в цехи. В цехах избирали старшин, которые наблюдали за качеством изделий и приемом в мастера. Устанавливался срок в семь лет для учеников, после чего они переводились на два года в подмастерья. В Москве, одном из самых крупных центров ремесленного производства, насчитывалось 146 цехов, в которые входили 6800 человек. Создание цехов, с одной стороны, отразило высокий уровень развития ремесла, а с другой, затрудняло его развитие, выделяло ремесленников в особое сословие феодального общества.

В первой половине XVIII в. продолжалось развитие всероссийского рынка. Значительную роль играла торговля, центром которой были крупные российские города. Важными пунктами обмена, как и в XVII в. оставались ярмарки. Развитию торговли и всероссийского рынка способствовало совершенствование путей сообщения, устройство каналов на водных магистралях (Вышневолоцкий, Ладожский и др.), а также отмена в 1754 г. внутренних таможенных пошлин.

Регулярная армия, увеличение численности городов, развитие мануфактурного производства, экспорт сельскохозяйственной продукции вели к росту товарности сельского хозяйства. Однако его темпы замедлялись развитием вширь и вглубь крепостничества, усилением феодальной эксплуатации, мешавшими втягиванию в рыночные отношения крестьянских хозяйств. В сельском хозяйстве государство не осуществляло политики жесткой регламентации, как в промышленности, поэтому главной фигурой, определявшей рост сельскохозяйственного производства, оставался помещик, устанавливавший порядки в вотчине по своему произволу.

1.2. Социальная политика

В первой четверти XVIII в. произошло слияние   двух форм феодальной земельной собственности — вотчины и поместья. В 1714 г. был издан указ о единонаследии. Отныне поместье, как и вотчина, передавалось по наследству старшему сыну. Другие сыновья должны были идти в военную или гражданскую службу. Дворянская служба при Петре I была пожизненной. Анна Иоановна (1730-1740) сократила ее до 25 лет. Поместье нельзя было продавать и закладывать.

Государственная   служба   регулировалась   введенной в 1722 г. "Табелью о рангах". Она содержала 14 рангов, которые служащие должны были проходить со ступеньки на ступеньку. Вместо отмененного в 1682 г. местничества вводился принцип служебной выслуги. "Табель о рангах" давала возможность недворянам, достигшим восьмого ранга (или первого офицерского чина), получать потомственное дворянство.

Северная война еще более усилила потребность государства в деньгах. Правительство буквально изощрялось в поисках новых объектов налогообложения. Ими занимались специальные люди, которых называли прибыльщиками. Налогами были обложены дубовые гробы, бани, улья, рыбные ловли, барки, бороды и т.д. В 1718-1724 гг. Петр I ввел подушную подать, заменившую существовавшие ранее подворное налогообложение. Душа мужского пола была не реальной плателыцицкой единицей, а счетной, так как подушная подать (74 коп. платили помещичьи крестьяне, 1 руб. 14 коп. — государственные) взималась и с мальчика-младенца, и с дряхлого старика, и с давно умершего, но числившегося в ревизских сказках. Ревизии впоследствии проводились примерно раз в 20 лет. Подушная подать превышала платежеспособность населения, что вызвало рост недоимок. В 1732 г. они составили 15 млн. руб. и вдвое превышали сумму доходов.

2. Реформы системы управления

В первой четверти XVIII в. в России были проведены реформы в области управления. Основной смысл этих преобразований заключался в создании административной системы, проникнутой идеей централизма и всецело подчиненной верховной власти. Россия стала абсолютной монархией.

В 1708-1710 гг. была проведена реформа органов власти на местах — областная реформа. Причиной ее был подъем классовой борьбы горожан и крестьян, на плечи которых легла вся тяжесть реформ. Наиболее крупными выступлениями были Астраханское восстание 1705 г. и движение под предводительством Кондратия Булавина в 1707-1708 гг.

Вся страна была разделена на 8 губерний — Московская, Ингерманляндская, Киевская, Смоленская, Казанская, Азовская, Архангелогородская, Сибирская. Губернии делились на уезды. Во главе губернии стоял губернатор, в руках которого находились судебная, административная, полицейская и финансовая власть. Губернаторы ведали также сыском беглых крестьян, производили рекрутские наборы, обеспечивали провиантом армейские полки, ведали сбором налогов. Губернская реформа нанесла удар по приказной системе. Многие приказы прекратили свое существование, их обязанности перешли к губернской администрации.

В 1711 г. вместо Боярской думы был образован Правительствующий Сенат, состоявший из девяти человек, назначенных монархом. Сенат был высшим органом, направлявшим работу всех государственных учреждений. Он занимался также вопросами комплектования армии, развитием торговли и промышленности, контролировал финансы.

В 1717-1721 гг. приказы были заменены коллегиями. Они отличались единообразными штатами и четким разграничением обязанностей. Военная коллегия ведала армией, Адмиралтействколлегия — флотом, коллегия Иностранных дел — внешними сношениями. Финансами занимались Камер-коллегия, Штатсконторколлегия и Ревизион— коллегия. Торговлей управляла Коммерцколлегия, промышленностью — Мануфактур-коллегия. Металлургической промышленностью занималась Берг-коллегия, законодательством — Юстиц-коллегия, дворянскими землями — Вотчинная коллегия. Правами коллегии обладал образованный в 1721 г. Святейший Синод, ведавший церковными делами. Этой реформой в России было упразднено патриаршество. Церковь стала частью государственного аппарата. На правах коллегии действовал основанный в 1720 г. Главный магистрат, контролировавший работу городских магистратов, отвечавших за сбор финансов и городское благоустройство. В 1719 г. губернии были разделены на 50 провинций, которые непосредственно подчинялись коллегиям и Сенату. В провинциях власть осуществляли воеводы, подчинявшиеся губернаторам.

В 1722 г. во главе Сената был поставлен генерал-прокурор, который должен был руководить его работой и контролировать соблюдение законов в стране. Генерал-прокурора называли "оком государевым". Должности прокуроров были также введены во всех государственных учреждениях. При Сенате создаётся должность генерал-рекетмейстера, обязанного разбирать жалобы на все «волокитные» дела, находящиеся в различных учреждениях. Учреждается должность генерал-фискала для защиты государственных учреждений от должностных преступлений.

В первой четверти XVIII в. в России была создана регулярная армия. Она формировалась на основе рекрутской повинности, введенной в 1705 г. Сначала брали по одному рекруту с 20 дворов, а с 1724 г. раскладку рекрутов стали вести в соответствии с числом душ мужского пола, положенных в оклад. Документом, определяющим жизнь и деятельность армии, стал "Устав воинский" 1716 г. В 1704 г. в Петербурге началось строительство Адмиралтейства и верфей, на которых создавались корабли Балтийского военного флота. Раньше центрами строительства военных кораблей были Воронеж и Архангельск. Жизнь и деятельность морского флота определял "Морской устав" 1720г.

Всю пирамиду государственной власти венчал император. Этот титул был пожалован Петру I Сенатом в1721 г. после подписания Ништадтского мира со Швецией. Россия стала империей. Император обладал всей полнотой власти в государстве. Авторитарность правления абсолютного монарха характеризовалась нетерпением к инакомыслию, введением единообразия в систему государственных органов, стремлением регламентировать быт, нравы, всю общественную жизнь, развитие культуры.

Система государственного управления, созданная в первой четверти XVIII в. сохранилась и после смерти Петра I. Во второй четверти XVIII в., в нее вносились лишь частичные изменения, не затрагивавшие главных принципов управления. Наиболее крупные изменения при преемниках Петра I были связаны с созданием Верховного Тайного совета в 1726 г. и реформой местного управления в 1727 г.

 

3. Итоги реформ Петра Первого

Напряжённая война за выход в Балтийское море и европеизация страны кроме очевидных положительных последствий способствовали развитию следующих негативных  тенденций в развитии государства и общества:   

- Усиление эксплуатации основных слоёв трудового населения и обострение классовой борьбы. Примерами тому могут служить восстания стрельцов в Астрахани (1705), донских казаков под предводительством Кондратия Булавина (1707-1708), уральских башкир (1705-1711), выступления крестьян-старообрядцев, работников мануфактур и др.

-   Углубление религиозного раскола общества.

- Оформление общекультурного раскола общества, выразившегося в складывании в России двух культур – европеизированной культуры «верхов» и традиционно-русской культуры «низов».

-  Окончательная ликвидация в стране всех потенциальных ограничителей авторитаризма Верховной власти: органов местного самоуправления как носителей традиционного народовластия (общинной демократии), Боярской думы как коллективного выразителя интересов старинной земельной аристократии; «огосударствление» Церкви, исполнявшей роль духовно-нравственного ограничителя светской власти.

 

 

Категория: Лекции по истории XVIII века | Добавил: Lyusisha
Просмотров: 8727 | Загрузок: 731
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]